Единый квалификационный аттестат аудитора

В течение последней недели сентября ведущими аудиторскими СРО в Минфин РФ были направлены документы по проекту приказа «Об утверждении Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного аттестата аудитора для аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г.», которые содержали экспертное заключение, подготовленное с учетом замечаний и предложений членов аудиторских саморегулируемых организаций России.

Ознакомиться с проектом приказа Минфина можно здесь>>

Текст письма в Минфин, подписанного ведущими аудиторскими СРО>>

Редакция проекта Положения Предложение Примечание
Раздел I п.4 Раздел I, пункт 4

Дополнить следующими подпунктами.

и) разрабатывает Положение об электронном документообороте, включая ответственность и гарантии качества работы программных продуктов, используемых при проведении экзаменов, а также при формировании внутреннего и внешнего документооборота. Публикует Положение на официальном сайте;

к) обеспечивает сохранность личных данных претендентов и несет ответственность за их нераспространение в соответствии с требованиями законодательства РФ.
л) обеспечивает почтовую или иную связь с претендентом по его просьбе в случае отсутствия возможности связи с ним через интернет.
нет примечания

Раздел II, пункт 5, пп.б)

профессиональная этика аудитора, контроль качества в аудите, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействие коррупции (далее – аудит).

Раздел II, пункт 5, пп.б)

…профессиональная этика аудитора, контроль качества в аудите, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействие коррупции (далее –аудит специальные области знаний в аудите).

Слово аудит в тексте документа в отдельных случаях может иметь более широкое толкование.
Раздел II, пункт 5
…У претендентов, прошедших до 1 января 2010 г. обучение по программам повышения квалификации аудиторов в области аудита в общем объеме не менее 60 академических часов, на упрощенном экзамене проверяются знания в области бухгалтерского учета и отчетности, включая международные стандарты финансовой отчетности, в банковской сфере или небанковской сфере.
Раздел II, пункт 5 
У претендентов, прошедших до 1 января 2010 г.  обучение по программам повышения квалификации аудиторов в специальных областях знаний в аудите области аудита в общем объеме не менее 60 академических часов, на упрощенном экзамене проверяются знания в области бухгалтерского учета и отчетности, включая международные стандарты финансовой отчетности, в банковской сфере или небанковской сфере.
Деление претендентов на прошедших обучение до 1 января 2010 г. и после 1 января 2010 г. необоснованно и ставит последних в дискриминационное положение при равном уровне подготовки.
Образовательный процесс актуализируется и аудиторы, прошедшие обучение после 1 января 2010 года, получат более актуальные знания, учитывающие все изменения нормативной базы.

С учетом сроков утверждения Минфином России программ повышения квалификации в области профессиональной этики аудитора, контроля качества в аудите, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействия коррупции подготовить преподавателей, известить аудиторов и организовать процесс обучения в срок до 1 января 2010 года не представлялось возможным.
Раздел II, пункт 7

…Единая аттестационная комиссия устанавливает перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, из областей знаний, предусмотренных настоящим Положением. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, должен включать:

а) не менее 400 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в банковской сфере;

б) не менее 500 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в небанковской сфере;

в) не менее 300 вопросов по аудиту.
Вопросы, предлагаемые претендентам на упрощенном экзамене, подготавливаются в форме тестов с многовариантным ответом.
Раздел II, пункт 7

…Единая аттестационная комиссия устанавливает перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, из областей знаний, предусмотренных настоящим Положением. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, должен включать:

а) не более 400 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в банковской сфере;

б) не более 500 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в небанковской сфере;

в) не более 300 вопросов по аудиту.
Вопросы, предлагаемые претендентам на упрощенном экзамене, подготавливаются в форме тестов с многовариантным ответом.
В данном пункте не установлен высший предел количества вопросов в тестах. Значит нет границ для увеличения общего объема тестирования.
Раздел II, пункт 10


Для допуска к сдаче упрощенного экзамена претендент регистрируется в единой аттестационной комиссии.
Раздел II, пункт 10


Для допуска к сдаче упрощенного экзамена претендент регистрируется в единой аттестационной комиссии. При предоставлении сведений в ЕАК претендент сообщает о желаемом времени и месте сдачи экзамена.
 
Раздел III, пункт 11

… Для регистрации претендент сообщает о себе следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов; полный адрес места жительства; электронный адрес, по которому может быть направлено электронное уведомление о регистрации претендента; место работы; номера квалификационных аттестатов аудитора; сведения о прохождении обучения по программам повышения квалификации аудиторов в области аудита; сведения о наличии высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования; иные сведения, определяемые единой аттестационной комиссией в качестве необходимых для регистрации претендента. Форма регистрационной анкеты и процедура электронной регистрации устанавливается единой аттестационной комиссией.
Раздел III, пункт 11

… Для регистрации претендент сообщает о себе следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов; полный адрес места жительства; электронный адрес, по которому может быть направлено электронное уведомление о регистрации претендента; место работы; номера квалификационных аттестатов аудитора; сведения о прохождении обучения по программам повышения квалификации аудиторов в специальных областях знаний в аудите (при наличии); сведения о наличии высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования; иные сведения, определяемые единой аттестационной комиссией в качестве необходимых для регистрации претендента; документ, подтверждающий оплату за проведение экзамена. Форма регистрационной анкеты и процедура электронной регистрации устанавливается единой аттестационной комиссией.
Законом установлены требования к претенденту:

1. высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

2. действительный квалификационный аттестат аудитора;

3. членство в саморегулируемой организации аудиторов,

4. оплата за проведение экзамена.
Открытый список вносит элемент неопределенности, который может стать коррупциогенным фактором.
Раздел III, пункт 15

После проверки сведений, указанных претендентом, единая аттестационная комиссия подтверждает регистрацию претендента для сдачи упрощенного экзамена. Подтверждение осуществляется путем направления претенденту электронного сообщения на электронный адрес, указанный претендентом при регистрации.
Раздел III, пункт 15

После проверки сведений, указанных претендентом, единая аттестационная комиссия подтверждает регистрацию претендента для сдачи упрощенного экзамена. Подтверждение осуществляется путем направления претенденту электронного сообщения на электронный адрес, указанный претендентом при регистрации. Претендент в течение 2 дней направляет в единую аттестационную комиссию извещение о получении подтверждения регистрации.

Официальное письмо-допуск к сдаче экзамена, заверенный подписью уполномоченного лица, содержащий регистрационный номер претендента, информацию о месте проведения, дату и время проведения экзамена направляется претенденту заказным почтовым отправлением по адресу, указанному при регистрации.
Единая аттестационная комиссия должна быть уверена в том, что претендент получил подтверждение о регистрации для сдачи упрощенного экзамена.

Документ, подтверждающий регистрацию необходим претенденту в случае нарушений порядка регистрации для подачи искового заявления в суд.
 Раздел III, пункт 16
В случае если при проверке сведений единая аттестационная комиссия устанавливает недостоверность (несоответствие) сведений, она уведомляет претендента об отказе в допуске к упрощенному экзамену. Уведомление об отказе в допуске к упрощенному экзамену осуществляется путем направления претенденту электронного сообщения на электронный адрес, указанный претендентом при регистрации.

 Раздел III, пункт 16

В случае если при проверке сведений единая аттестационная комиссия устанавливает недостоверность (несоответствие) сведений, она уведомляет претендента об отказе в допуске к упрощенному экзамену. Уведомление об отказе в допуске к упрощенному экзамену осуществляется путем направления претенденту в срок не позднее 2-х рабочих дней до даты проведения экзамена электронного сообщения на электронный адрес, указанный претендентом при регистрации.

Официальное сообщение об отказе в допуске к упрощенному экзамену, заверенное подписью уполномоченного лица и заверенное печатью ЕАК аудиторов, содержащее информацию об основаниях отказа со ссылкой на нормативные акты, а также список документов признанных недостоверными (несоответствующими), направляется претенденту заказным почтовым отправлением по адресу, указанному при регистрации.

Претендент в течение 2 дней направляет в единую аттестационную комиссию извещение о получении отказа. По запросу аудитор может получить уведомление об отказе в письменном виде за подписью ответственного уполномоченного лица от Единой аттестационной комиссии, которое направляется претенденту в срок не более 2 дней с момента получения запроса. 

 Отказ в допуске к упрощенному экзамену уменьшает установленный Законом срок сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке. Необходимо предоставить аудитору возможность получить документальное подтверждение в случае нарушения порядка регистрации претендентов. Должен быть официальный ответ за подписью ответственного уполномоченного лица от единой аттестационной комиссии и время на его получение.
Это необходимо для того, чтобы исключить необоснованные действия со стороны аттестационной комиссии, а также для того, чтобы претендент мог обратиться с аппеляцией. Кроме того, должна существовать процедура, по которой претендент, а также аттестационная комиссия извещаются о получении уведомления либо подтверждения о регистрации претендента.
 Раздел III, пункт 18

Дата, время и место проведения упрощенного экзамена, а также порядок доведения информации о них до претендентов устанавливаются единой аттестационной комиссией.
 Раздел III, пункт 18

Дата, время и место проведения упрощенного экзамена, а также порядок доведения информации о них до претендентов устанавливаются единой аттестационной комиссией путем формирования план-графика (ежемесячного, квартального, полугодового) проведения экзаменов в срок не позднее чем за 30 дней до начала планируемого периода и публикует на своем сайте в сети Интернет.
 У аудитора должно быть право выбора даты, времени и места по участию в экзаменах.
Кроме того, у аудитора должно быть достаточно времени, чтобы спланировать свое участие в экзамене (вернуться из командировки, выздороветь, вернуться из отпуска и т.д.)
 Раздел III, пункт 21

Информация о дате, времени и месте проведения упрощенного экзамена доводится до сведения претендентов не менее чем за 10 календарных дней до даты проведения упрощенного экзамена.

 Раздел III, пункт 21

По мере формирования групп претендентов с привязкой по дате, времени и месту проведения экзамена, информация о дате, времени и месте проведения упрощенных экзаменов доводится до сведения претендентов, включенных в группу, не менее чем за 30 календарных дней до начала упрощенного экзамена, путем размещения на сайте единой аттестационной комиссии.

Единая аттестационная комиссия разрабатывает процедуру по получению подтверждения от претендентов их участия в упрощенных экзаменах в соответствии с установленными датой, временем и местом проведения экзамена.

 Нет примечания
Раздел IV, пункт 24

Каждый претендент получает индивидуальный тест, сформированный из перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, в автоматическом режиме. Индивидуальный тест состоит из 30 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности (в банковской или небанковской сфере) и (или) 30 вопросов по аудиту.

Раздел IV, пункт 24

Каждый претендент получает индивидуальный тест, сформированный из перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, в автоматическом режиме. Индивидуальный тест состоит из 30 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности (в банковской или небанковской сфере) и (или) 30 вопросов по аудиту. из специальных областей знаний в аудите.

См. примечание к разделу 2, п.5, пп.б).
Раздел IV, пункт 25

Претендент получает доступ к индивидуальному тесту в автоматическом режиме после ввода регистрационного номера. Доступ претендента к индивидуальному тесту прекращается в автоматическом режиме после ответа на последний вопрос индивидуального теста или по истечении времени, отведенного для ответов на все вопросы индивидуального теста.

Раздел IV, пункт 25

Претендент получает доступ к индивидуальному тесту в автоматическом режиме после ввода регистрационного номера. Доступ претендента к индивидуальному тесту прекращается в автоматическом режиме после ответа на последний вопрос индивидуального теста или по истечении времени, отведенного для ответов на все вопросы индивидуального теста.

Аудитор должен иметь время на проверку своих ответов или их корректировку до момента истечения времени, отведенного на экзамен.
 Раздел IV, пункт 26
Претендент получает доступ к каждому следующему вопросу индивидуального теста для ответа на него после ответа на предыдущий вопрос. Пересмотр ответов на вопросы индивидуального теста претендентом не допускается.
Раздел IV, пункт 26
Претендент получает одновременный доступ к каждому следующему вопросу индивидуального теста для ответа на него после ответа на предыдущий вопрос. ко всем вопросам индивидуального теста без ограничений. Пересмотр ответов на вопросы индивидуального теста претендентом не допускается. В случае необходимости пересмотра ответов на вопросы индивидуального теста претендент может вернуться назад и изменить любой ответ.
Должен быть предоставлен доступ в целом ко всему блоку вопросов, а аудитор сам определяет на какие вопросы он будет отвечать в первую очередь. Он может начать с последнего вопроса, это его право.
Отказ в пересмотре ответа повлечет за собой невозможность внесения исправлений при технических ошибках, которые весьма вероятны при волнении на экзамене.
 
 Раздел V, пункт 30

…Претенденты, нарушившие указанные требования, удаляются из помещения, в котором проводится упрощенный экзамен, и считаются не сдавшими упрощенный экзамен.

Раздел V, пункт 30

…Претенденты, нарушившие При нарушении претендентом указанных требований сдача им экзамена прекращается. удаляются из помещения, в котором проводится упрощенный экзамен, и считаются не сдавшими упрощенный экзамен.

Более корректное изложение пункта. 
Раздел V, пункт 32

В случае если при проведении упрощенного экзамена произошел технический сбой в работе компьютерной техники (поломка компьютера, сбой программных средств, отключение снабжения электрической энергией, др.), то единая аттестационная комиссия устраняет техническую неисправность и предоставляет претенденту возможность завершить сдачу упрощенного экзамена. При отсутствии технической возможности продолжения тестирования претендента единая аттестационная комиссия устанавливает для него другую дату и время сдачи им упрощенного экзамена (с учетом вопросов индивидуального теста, на которые претендент дал ответы до момента технического сбоя компьютерной техники).

Раздел V, пункт 32

В случае если при проведении упрощенного экзамена произошел технический сбой в работе компьютерной техники (поломка компьютера, сбой программных средств, отключение снабжения электрической энергией, др.), то единая аттестационная комиссия устраняет техническую неисправность и предоставляет претенденту возможность завершить сдачу упрощенного экзамена. При отсутствии технической возможности продолжения тестирования претендента единая аттестационная комиссия устанавливает для него другую дату и время сдачи им упрощенного экзамена (с учетом вопросов индивидуального теста, на которые претендент дал ответы до момента технического сбоя компьютерной техники).


При проведении повторно экзамена в связи с техническим сбоем оплата претендентом не производится.

Нет примечания
Раздел V, пункт 35
Протокол результатов упрощенного экзамена формируется в автоматическом режиме непосредственно после сдачи группой претендентов упрощенного экзамена. Форма протокола результатов упрощенного экзамена и порядок его подписания устанавливаются единой аттестационной комиссией.

Раздел V, пункт 35

Индивидуальный протокол результатов упрощенного экзамена претендента после завершения ответов на вопросы теста сразу после сдачи претендентом экзамена и выдается претенденту на руки. В индивидуальном протоколе результатов упрощенного экзамена претендента содержится информация о результате тестирования, код варианта вопросов. Протокол подписывается претендентом и ответственными лицами единой аттестационной комиссии. после сдачи группой претендентов упрощенного экзамена. формируется в автоматическом режиме

Общий протокол результатов упрощенного экзамена группы, содержащий решение о сдаче (несдаче) упрощенного экзамена группы, формируется в автоматическом режиме непосредственно после сдачи группой претендентов упрощенного экзамена.

Форма индивидуального протокола результатов упрощенного экзамена претендента и общего протокола результатов сдачи упрощенного экзамена группы и порядок их подписания устанавливаются единой аттестационной комиссией.

Формулировка данного пункта требует корректировки для устранения возможности манипуляции результатами теста. Коль скоро для администрирования экзамена применяются средства автоматизации, то результаты теста должны формироваться на экране монитора экзаменуемого в момент ответа на последний вопрос.
Для возможной подачи документов на аппеляцию аудитор должен иметь двухсторонний документ результата тестирования (индивидуальный протокол результатов тестирования претендента).ый протокол результатов упрощенного экзамена претендента должен содержать код варианта вопросов, который бы позволил впоследствии достоверно установить, какие были вопросы и какие ответы. Единая аттестационная комиссия обязана иметь и сохранять в течение периода, установленного для подачи и рассмотрения апелляции и принятия решения по апелляции, сведения о кодах всех вариантов вопросов, использованных в ходе упрощенного экзамена.
Индивидуальный протокол результатов упрощенного экзамена претендента должен иметь уникальные признаки, подтверждающие его подлинность, или быть подписан председателем или иным образом идентифицирован экзаменационной комиссией.
Раздел V, пункт 36
Решение о сдаче (несдаче) претендентами упрощенного экзамена принимается единой аттестационной комиссией не позднее 10 календарных дней со дня проведения упрощенного экзамена. Форма решения о сдаче (несдаче) претендентами упрощенного экзамена устанавливается единой аттестационной комиссией. Решение о сдаче (несдаче) претендентами упрощенного экзамена подписывается руководителем единой аттестационной комиссии или лицом, им уполномоченным.
Раздел V, пункт 35 - исключить. Пункт 36 теряет свой смысл при условии, что индивидуальный протокол результатов упрощенного экзамена претендента и общий протокол результатов упрощенного экзамена группы, содержащий решение о сдаче (несдаче) экзамена, формируются в автоматическим режиме сразу после проведения экзамена.
Раздел V., пункт 39
Претендент имеет право подать апелляцию на нарушение порядка регистрации претендентов, порядка проведения упрощенного экзамена, порядка определения результатов упрощенного экзамена. Апелляция подается в единую аттестационную комиссию не позднее 30 календарных дней с даты объявления результатов упрощенного экзамена по форме, утвержденной единой аттестационной комиссией. Апелляция подается в электронном виде на официальном сайте единой аттестационной комиссии в сети «Интернет». В апелляции указывается регистрационный номер претендента. Единая аттестационная комиссия уведомляет претендента о получении апелляции путем направления ему электронного сообщения на электронный адрес, указанный претендентом при регистрации.
Раздел V., пункт 39
Претендент имеет право подать апелляцию на нарушение порядка регистрации претендентов, порядка проведения упрощенного экзамена, порядка определения результатов упрощенного экзамена. Апелляция подается в единую аттестационную комиссию не позднее 30 календарных дней с даты объявления результатов упрощенного экзамена по форме, утвержденной единой аттестационной комиссией. Апелляция может быть подана подается в электронном виде на официальном сайте единой аттестационной комиссии в сети «Интернет» или в Единую аттестационную комиссию на бумажном носителе. В апелляции указывается регистрационный номер претендента. Единая аттестационная комиссия в течение 2 дней уведомляет претендента о получении апелляции путем направления ему электронного сообщения на электронный адрес, указанный претендентом при регистрации.