Опыт сдачи экзамена в упрощенном порядке.

 

 

Елена Анатольевна Легенкина

Генеральный директор ООО «УНИВЕРС-АУДИТ»

Аудитор, диплом АССА DipIFR (Rus)

При подготовке к экзамену в упрощенном порядке большинство аудиторов сталкивается с огромным объемом информации, которая на первом этапе вызывает смятение. Оглядываясь на пройденный путь по его сдаче, у меня сложился положительный опыт по преодолению этого испытания, которым с удовольствием делюсь со своими коллегами.

Блок «Бухгалтерский учет и отчетность в банковской сфере»

Учиться, учиться

Блок «Бухгалтерский учет и отчетность в банковской сфере» был абсолютно незнакомым для меня. Я прослушала вебинар в УМЦ РКА по этому предмету, который дает понимание вопроса в целом и служит неплохой базой для экзамена. На вебинаре рассматриваются основные нормативные материалы, бухгалтерские проводки по учету операций, пробные тесты. Данные знания формируют первичную систему для понимания бухгалтерского учета в кредитных организациях по российским стандартам бухгалтерского учета. Преподавателю можно задать вопросы по интересующим разделам, непонятным тестам путем электронных сообщений. Однако нужно быть готовым к издержкам связи, звука и иные моменты.

…и еще раз учиться!

В случае если нет возможности обучиться на семинаре, можно прочитать учебники по бухучету в банках, изданные в сжатом, обзорном виде (порядка 50 страниц по основным разделам). Данные учебники доступны в сети Интернет. После их прочтения необходимо приступать к изучению рекомендуемой нормативной литературы. В обязательном порядке рекомендую тщательно ознакомиться с положениями Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (вопросы о банковских и небанковских операциях тестируются на каждом экзамене, следует запомнить 9 банковских операций и 7 небанковских), затем приступать к Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П (вопросы по видам банковских расчетов и видам документов попадались почти всем), обязательно внимательно изучить Инструкцию ЦБ РФ от 02.07.1997 № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», особое внимание обратить на то, что может быть объектом доверительного управления (встречались вопросы может ли учредитель управления – кредитная организация передать в доверительное управление деньги, право требование на поставку товара, купленное на бирже и проч.). После этого следует переходить к изучению Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (утверждено ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П). Это - основное по банкам. В нем нужно обратить внимание на Общую часть вначале (были вопросы по сокращениям) и разделы по учету и отчетности в конце инструкции. По банкам надо знать принцип - балансовые счета, внебалансовые, активные-пассивные, что такое парные счета и проч. Учить план счетов смысла нет, только группы, разделы и подразделы. В вопросах поименованы названия счетов второго порядка. В Положении о порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери (утверждено ЦБ РФ 20.03.2006 № 286-П в ред. от 03.11.2009) следует разобраться в категориях качества ссуд и размера резерва по ним, начисление резерва на тело кредита. Другие нормативные акты можно прочитать в более ускоренном режиме, акцентируя внимание на определения, основные моменты. По бухгалтерским проводкам попадается 3-5 вопросов, случалось так, что не попадались вовсе.

Значительную часть в блоке занимают вопросы по МСФО в банках. Складывается впечатление, что они составляют до 1/3 этого блока. У многих возникают проблемы с источниками информации. Пособия по сдаче экзамена ДипИФР лучше и понятней, но в них нет МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», они ориентированы в основном на коммерческие предприятия. Неплохо было бы пользоваться учебником «МСФО в коммерческом банке», поискать более полные пособия по финансовым инструментам. Часто встречаются вопросы из МСФО 7 «Отчет о движения денежных средств», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» и МСФО 8 «Сегментарная отчетность». Следует большое внимание уделить финансовым инструментам (знать их группы, порядок первоначального признания, переоценки, тестирования на обесценение, последующего учета) Попадались вопросы по финансовым инструментам «спот» и их учету, если неттинг не планировался.

Блок Аудит

Блок «Аудит» можно оставить на последний этап подготовки. По нему небольшой объем нормативных актов. Однако нужно настроиться на недопустимость ошибок в нем, это позволит оставить задел для возможных ошибок в трудных вопросах по МСФО. Как показала практика, даже при непосредственном прочтении нормативных актов по аудиту накануне, последующее тестирование выявляет ошибки. Поэтому здесь нужно активно потренироваться на разработанных тестах. Разбор ошибок лучше делать с использованием нормативных актов, особенно, когда в тесте указана ссылка на конкретный пункт правил, тогда их текст хорошо запомнится. При тренировках по тестам раздела «Аудит» мною было решено около 400 тестов непосредственно перед экзаменом, поэтому этот блок был свежим в памяти и  давался более легко. Первые 30 вопросов по «Аудиту» тестируются вначале. Во втором блоке «Бухучет и отчетность в банковской сфере» около пяти первых и последних вопросов обычно несложные. МСФО идет в середине блока.

Потренируйтесь

После прохождения теоретической части рекомендую закрепить знания путем тестирования. Примеры тестов в свободном доступе размещены на сайтах некоторых учебно-методических центров. После ответов на около ста вопросов по составлению проводок в бухгалтерском учете в банках, приходит неплохое понимание основных моментов. 

Внимательно читайте вопросы

Хотелось бы обратить внимание на тщательное прочтение самого вопроса. Попадаются вопросы с незнакомой терминологией, которые вводят в замешательство аудиторов, не встречавшихся с ней на практике (фьючерсные, форвардные, форфейтинговые контракты, бенефициары, споты, неттинги, аллонж, монетарные активы и проч.) Следует накануне прояснить как можно больше таких терминов с приведением примеров по каждому из них. Их перечень можно скомплектовать при изучении материала и по форумам, на которых обсуждаются вопросы экзамена. После такой работы содержание вопроса не пугает, перефразируя его на более простой язык, гораздо легче выбрать правильный ответ.

… и не торопитесь с ответами

При выборе ответа, как правило, из пяти вариантов абсолютно не подходят три, и следует выбирать из двух оставшихся. Не нужно торопиться нажимать на курсор. Времени на экзамен очень много. Обычно он занимает от сорока минут до полутора часов. Поэтому на разбор некоторых вопросов тратится по 10 минут и более. Пытайтесь определиться со значением терминов, примеров к ним, в том числе и в вопросе. При правильном понимании фразы в вопросе легче найти верный ответ.

 

Решившись на сдачу этого экзамена, следует выбрать наиболее свободное время в графике работы. В среднем, учеба занимает около месяца. Не нужно полагаться на русский «авось» и надеяться на свой опыт и сообразительность. Экзамен требует значительной предварительной работы, не позволяет упустить какие-то разделы, допустить приемлемые ошибки. Не идите на него, рассчитывая на везение – это не лотерея.

Хотелось бы пожелать всем коллегам успешного преодоления этого испытания!